И жизнь, жизнь в Чечне в те годы. Паленый бензин в банках на обочинах дорог. Написано «Волгоградский НПЗ», и хотелось бы в это верить, если бы не чад от домашних нефтеперегонных заводиков повсюду. Поршневую систему у «Волги» такой бензин выжигал на ура.
Мертвый Грозный, грязь по щиколотку – танковые траки сглодали асфальт. Ночью по развалинам бродят облезлые собаки и смутные тени людей, а утром рвутся фугасы. Ведро воды – пять рублей, к вечеру она загнивает. Отопление – кирпич на газовую конфорку плиты. Люди из республики разбегаются, кто куда, потому что тупо нет денег залатать крыши. Уличное освещение – пылающие газовые факелы на порванных осколками магистралях.
Адок, а не жизнь.
Уже в 2007 году мы перестали ориентироваться в Грозном – исчезли знакомые развалины. В 2010 году в Борзойском районе уже было не найти прострелянного забора. В 2011 – ночуем в шикарном отеле Грозный-сити. Возвращаемся с пасхальной службы в православном храме домой, и встречные чеченцы не стреляют в ноги «неверным», а поздравляют с Пасхой. Не все, но поздравляют. Исчезли блок-посты и бетонные «змейки», можно ездить по ночам даже в горы. Боевики куда-то окончательно разбежались.
Мир?
Мир.
Люди, не видавшие войны, не понимают, насколько этот мир бесценен.
Люди цепляются за детали. Деталей много. «Кадыров заступается за чеченцев накосячивших за пределами республики!». Не только заступается, но и наказывает. Вникает лично. А что вы хотели, у человека в управлении регион с не до конца распавшимся традиционным родо-племенным обществом. Стиль правления может быть только авторитарным и патерналистским. Профессора из какой-нибудь «Лондонской высшей школы менеджмента» тут вынесут ногами вперед через неделю.
Кадырова упрекают: он «прессует» родню боевиков и не пускает в республику правозащитников. По первой части претензии – поезжайте в Дагестан, и посмотрите как там получается приладить УК РФ к горам, которые помнят топот копыт конницы мюридов Шамиля. Или опять — вспомните Чечню 15-20 летней давности. А по второй части – мы все знаем, что это за правозащитники и какая у них задача. Видели в Ливии и в Сирии, спасибо, не надо.
Следующий ужас: «Кадыров собрал карманную армию!». Правильно, на Кавказе политик без силовой поддержки хотя бы десятка кунаков с черенками от лопат называется «болтун», это практически должность такая.
И еще: «Полядите, в Чечне экспансия ислама, миллион мусульман совершают намаз в центре Грозного!». Простите, так выглядит традиционный ислам. А вы хотели бы десять тысяч салафитов в подпольных молельнях оборудованных в блиндажах или в контейнерах на рынках? Это лучше, потому что они в таком формате в глаза не бросаются?
Судя по антикадыровской информационной кампании, и некой подковерной возне вокруг его переназначения, есть люди, которым было бы выгодно сместить Кадырова. Под любым предлогом и с очевидной целью: попробовать второй раз запустить смуту на Кавказе. Люди эти, по странному совпадению, без разговоров давали беглым боевикам гражданства европейских стран. Давали так щедро, что грузины и армяне назывались чеченцами в корыстных целях. А даром такие подарки не делаются.
И Запад пока не убрал из колоды своего запасного джокера - Чечню, но вот Чечня окончательно убрала Запад из своих надежд и оставит себе Кадырова.
Это так же очевидно, как тот факт, что последние 10 лет в Чечне – мир.
http://www.spb.kp.ru/daily/26508/3377971/