Да, в СССР тоже были мошенники, но большинство случаев кидалова были копеечными - по современным меркам. В основном это азартные игры, типа наперстков, трех листиков и других уличных лохотронов. Была распространена "ломка" денег у валютных магазинов и на барахолках - это когда продацу при помощи ловкости рук отдавалась меньшая сумма (пачка денег "ломалась" пополам, отсюда и название). Популярны были разные "куклы", когда в упаковке вместо товара или денег было что-то другое. Но в общем, всё это мелочи.
Мне известен один случай крупного кидалова, когда были обмануты десятки очень непростых людей. Сам я очевидцем не был, знаю по рассказам причастных. Сейчас такое кидалово является солидным и уважаемым родом деятельности. Например гражданин Сорос нажил на этом миллиард и ему все смотрят в рот, а в застенок не волокут и в багажнике в лес не вывозят.
В Питере у Гостиного двора на Невском собирались мажоры-фарцовщики, торговавшие джинсами и прочим иностранным барахлом. Это место называлось "Галёра". У группы "Ноль" даже есть песня про "Размажорилось галёрище поганое, разгалёрились мажоры злополучные".
Рядом, у театральной кассы на Перинной, стояли валютчики - спекулянты валютой. Граждане эти были очень непростые и по иерархии они были выше и круче мажоров-фарцовщиков. Там крутились очень серьезные, по тем временам, деньги.
И вот, в один прекрасный день, спрос на баксы резко вырос. Там ведь как было? Спрашиваешь: "Почем баксы отдаешь?" - и тебе сразу заряжают ценник, превышающий реальный курс. Потом, в ходе торговли, цена сбивается. А тут поперли покупатели, которые не торговались и барли серьезные суммы. К обеду курс поднялся чуть ли не вдвое. Наивные совесткие валютчики ничего понять не могли. Вроде они держат руку на пульсе, курс регулируют сами, а тут явно происходит что-то такое, о чем они не догадываются. В общем, начали расспрашивать очередного покупателя и тот поведал, что с завтрашнего дня официальный курс повышается в несколько раз.
А потом появились продавцы баксов и валютчики начали сами сметать доллары по цене, превышающей ту, по которой продавали. И никто ничего бы и не понял, но один валютчик имел привычку переписывать номера банкнот, проходивших через него. Говорят, когда он увидел, что купил собственные баксы и понял, что произошло, то плакал: "Суки! Никому верить нельзя!".
Говорят, организаторов аферы очень сильно искали специально обученные люди. Но не нашли.
Советские валютчики тогда не знали, что такой способ отъема денег процветает на вожделенном ими Западе - он называется биржевой игрой на повышение.