С утра на двух машинах выдвинулись в Цейское ущелье.
Между Владикавказом и Алагиром находится местная святыня - роща Хетага.
По преданию, Хетаг был сыном кабардинского князя. Он был христианином, в то время как его родня приняла ислам. Ему пришлось бежать от гнева родни. У подножия гор, когда погоня почти настигла его, Хетаг взмолился о спасении и услышал глас божий, рекомендовавший ему двигать прямо в лес. Но сил у него уже не было и он попросил бога, чтобы лес пришел к нему. Бог укрыл Хетага лесом, погоня сбилась со следа и оставила попытки поймать беглеца. Хетаг несколько лет прожил в роще, потом вышел к людям и основал осетинский род Хетагуровых. Местные говорят, что роща имеет форму правильного круга, а где-то в горах отсутствует точно такой же круглый участок леса.
Вон она:
Это, конечно, миф - роща не круглая. :)
Как бы то ни было, раз в год в день Святого Хетага в роще собираются люди. До войны вход в рощу женщинам был запрещен. Но во время войны запрет был нарушен, т.к. женщины приходили сюда молиться за своих мужчин. С тех пор туда приходят все.
На стене изображен еще один, пожалуй самый главный персонаж осетинского эпоса - Уастырджи. Это покоровитель воинов и путешественников, скачущий на трехногом коне. Под влиянием христианства, Уастырджи стал ассоциироваться со Святым Георгием. Религиозные воззрения осетин - гремучая смесь древнего язычества и христианства.
Едем дальше. Наглые осетинские коровы.
Начинаем забираться в горы. У реки Ардон еще одна местная достопримечательность - стальная скульптура Уастырджи. Тут он неканонический - топчет змея и у коня все ноги целы. Натуральный Георгий.
Да, еще: названия рек в Осетии заканчиваются частицей "дон", что в переводе означает "вода". Ардон, Цейдон, Сказдон и т.п. В свете этого, название реки Дон открывается в новом свете.
"Фэндараст" в переводе с осетинского - "В добрый путь".
И опять наглая осетинская корова.
Тоннели на Транскаме охраняются погранцами.
Древняя сторожевая башня.
Рядом Рокский тоннель, а за ним - Цхинвал.
Вот эта конструкция из бетона и стали - не очень понятна. Мне говорили, что это для отражения шума горной реки. Лично мне кажется, что это что-то противоселевое. Там сели такие бывают, что туши свет - сносит всё. Гибель группы Бодрова все помнят.
В горных рабочих поселках запустение и разруха.
Осетинские горные коровы по ловкости не уступают обезьянам. Ну ладно, ладно, пусть не обезьянам, но проходимость у них не хуже, чем у горных козлов. :)
Совершенно безбашенные.
Во какое небо получилось через фильтр лобового стекла!
Вот тут у нас вышла заминка. Я увидел живописное облако, оседлавшее вершину горы, и попросил притормозить, чтоб вдумчиво отснять пейзаж. Только начал снимать, как вдруг откуда ни возьмись - мужик с автоматом. Поезд стой, раз-два. Приехали. Оказалось, что вот эти приятные домики - погранзастава. А тут мы такие красивые с фотоаппаратом. Проверили багажник - а там радиостанция, антенна, куча проводов (друг мой - радиолюбитель). И номера иногородние, и водила ментовской ксивой размахивает. Ну чисто шпионы! А учитывая, что год назад тут рядом война была... В общем, начали нас проверять, звонить куда-то. Минут 40 мурыжили. Разобрались.
Свернули в Цейское ущелье. На обочине родник с минеральной сероводородной водой и камень с портретом генералиссимуса. Мы застали момент реставрации, лица у Виссарионыча не оказалось.
После реставрации он стал выглядеть вот так:
А до реставрации было так:
И вот так:
И так:
Сталин - очень уважаемый товарищ в Осетии. Памятники, улицы его имени, портреты.
Въехали на турбазу в Цей.
Продолжение в следующем номере.