leon_spb67 (leon_spb67) wrote,
leon_spb67
leon_spb67

Categories:

Чернобыльские мифы

Во время ликвидации Чернобыльской аварии вместе с ликвидаторами работал фотограф Игорь Костин. Он отснял порядка 5 тысяч снимков. Благодаря ему мы можем видеть, что и как происходило в те дни, увидеть подвиг тех, кто рискуя здоровьем и жизнью вкалывал на разрушенном энергоблоке. Отдаю дань мужеству этих людей, но не могу не заметить, что Игорь Костин одновременно является и мифотворцем - скорее всего из-за эмоционального восприятия событий и некритического склада ума. К тому же тема радиации является очень сильно мифологизированной сама по себе.
Вот фрагмент фильма о нем:



Начиная с отметки 1:00 он показывает серию снимков, имеющих артефакты - светлые полосы, идущие снизу вверх от перфорации.






На этом кадре он объясняет, что данные полосы - засветка от радиации.
Дословно: "Вот если ты посмотришь, вот так, как держал я камеру, вот снизу вот излучение".





Но этого не может быть.


Дело в том, что на пленке изображение появляется не только негативным, но еще и перевернутым.
Смотрите сами:



Другими словами, та сторона пленки, на которой проявились артефакты, была верху аппарата и объяснение Костина, что это следы излучения, шедшего снизу, является ошибочным. Тем не менее, во многих фильмах и передачах о Чернобыле, любые светлые пятна на фото и кино-кадрах неизменно выдаются за следы радиации. Ну журналисты - они такие, думать не обучены, а вот понагнетать - это завсегда.

Вот точно такие же артефакты на снимках, не имеющих ни малейшего отношения ни к Чернобылю, ни к радиации вообще:







А вот тут, опытные фотографы поясняют, что данные артефакты являются следствием совпадения нескольких событий: конструктивных особенностей некоторых бачков для проявки и ошибок их использования:

Это не засветка, это неправильная агитация. При вращении спирали возле отверстий перфорации возникает турбулентность, "благодаря" которой некоторые участки плёнки проявляются интенсивней и происходит такой эффект. То, что полосы идут (в основном) с одной стороны, можно объяснить тем, что советский бачок односпиральный: сверху плёнка не прилегает к спирали и характер турбулентности другой.

Избавиться можно, например, заменив вращение переворачиванием бачка (нужен другой бачок). Или заменив вращение подъёмом-опусканием спирали (со снятой крышкой и в темноте).


Я не пытаюсь принизить подвиг людей или опасность, которой они подвергались. Но считаю, что лишние мифы тут тоже не нужны.

UPD: Два снимка того же автора. Стоило ему повернуть фотоаппарат для вертикальной съемки, как засветы повернулись вместе с ним. Т.е. это не радиация.





Subscribe

  • По многочисленным отзывам...

    ...начал смотреть "Вампиров средней полосы". И скажу вам: а неплохо. И юморок местами отличный и сюжетец забавный и Стоянов старается. - Скоро…

  • Вопрос к залу

    А есть ли среди многоуважаемых читателей звукорежиссеры или люди, хорошо знакомые со сведением звука? Мы тут своими силами пилим кино про Беслан и…

  • Пасхальные хроники

    Екатеринбург. Фонтан "Каменный цветок", 1960 год создания. А это - нынешняя Пасха. Советская символика им - как серпом по молоту.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments