Вождь в вопросах и ответах
Почему Ленин стал Лениным?
Раньше в наиболее известном псевдониме Владимира Ульянова усматривали всякое. Напоминал он якобы о жестоком Ленском расстреле (более чем за десяток лет до него?), о некоей незнакомке с тем же именем. Сам Ильич почему-то не раскрывал тайны псевдонима даже жене: "Много будешь знать - скоро состаришься".
Еще в перестроечные годы американский историк Филип Помпер пришел к выводу, что из десятков своих литературных псевдонимов и партийных кличек Ленин предпочел ироничную.
Семья Ульяновых была добропорядочно-патриархальной, не знала трудностей материального порядка. Детей любили, хотя вовсе не безоглядно. Владимир поначалу производил впечатление самого неудачного из всех шестерых отпрысков. Это был "ленивый" мальчик: ходить начал поздно, делал это неуклюже - падал, колотился непропорционально большой головой об пол, поднимал рев. Но со временем наступила гиперкомпенсация - повзрослевшее чадо превратилось в сверхактивную личность. Своим псевдонимом Ленин обозначил свою первую и главную победу - то ли над наследственностью, то ли над самой природой. Иначе зачем летом 1916 г., в очередной напряженный момент своей политической судьбы надо было предлагать его слишком неожиданно узнаваемый вариант - Н.Ленивцын?
Каким был Ленин в детстве?
По-видимому, уже тогда Ленин производил впечатление пугающе-притягивающего сгустка энергии: "При беседах с ним вся невзрачная его внешность как бы стушевывалась при виде его небольших, но удивительных глаз, сверкавших недюжинным умом и энергией".
Это был на редкость "правильный" ученик: "...Даже во время перемен Ульянов никогда не покидал книжки и, будучи близорук, ходил обычно около окон, весь уткнувшись в свое чтение. Единственно, что он признавал и любил как развлечение, это игру в шахматы, в которой обычно оставался победителем даже при единовременной борьбе с несколькими противниками". К этому стоит добавить: по другим воспоминаниям, в зрелые годы он не любил проигрывать и потому шел к победе грубо, напористо и бесцеремонно - стандартная ситуация детских лет экстраполировалась на взрослую жизнь, но удавалось это не столь легко. В детстве же при всей "веселости нрава" (иногда это знак ироничного безразличия к окружению), Владимир Ульянов оставался "до чрезвычайности скрытен" и никогда не опускался до доверительных откровенностей.
"...Нельзя сказать, чтобы его любили, скорее - ценили... В классе ощущалось его умственное и трудовое превосходство... хотя... сам Ульянов никогда его не выказывал..."
Как он думал?
Ленин был прагматичен до наивности. Первый ученик полагал, что на белом листе человеческого бытия можно прорисовать любую логически неуязвимую утопию. Готовясь к ее внедрению и пытаясь подражать сверхчеловеку Рахметову, он научился штопать носки и принялся воспитывать в себе бытовую неприхотливость. Все это не пригодилось: с детства за ним постоянно приглядывали женщины - мать, сестра, жена, даже теща. Со временем "мелочами быта" занялись товарищи по партии. Это усугубило непонимание чужого образа мысли. Иначе мог думать либо враг, либо дурак. Ленин не был ни добр, ни жесток - он просто не умел чувствовать боль других. Утилитаристы такого рода, подобно современным хакерам, способны попробовать на прочность весь мир из одного лишь любопытства.
Тут продолжение:
https://pro100-petrov.livejournal.com/150769.html#comments